Белоусов против Силуанова. За деньги ФНБ развернулась аппаратная борьба

Дорогая нефть, стоимость которой в настоящий момент колеблется в районе 65$, позволяет принять решение о преждевременных инвестициях средств ФНБ в проекты реального сектора экономики. В настоящий момент к подобным относятся, в первую очередь, проекты транспортной инфраструктуры и нефтегазохимии.
Однако несмотря на то, что стратегическое решение о финансировании ряда проектов из ФНБ принято и утверждено на уровне Президента (это была важнейшая победа государственников), остается вопрос в сроках выделения инвестиций.
И вот здесь между первым вице-премьером Андреем Белоусовым и главой Минфина Антоном Силуановым развернулась самая настоящая аппаратная битва.
В конце прошлого года наконец-то были утверждены критерии инвестиций средств Фонда в реальный сектор экономики. Тем не менее, сроки вложений предполагалось определить позднее, в зависимости от складывающейся в 2021 году макроэкономической конъюнктуры, в том числе, от цен на энергоносители. Как видим, сейчас они находятся на более, чем благоприятном уровне.
Еще в ноябре Андреем Белоусовым был разработан список приоритетных проектов для вложений денег ФНБ. Их готовили Министерство экономического развития и Министерство транспорта. В первую очередь, это инфраструктура, плюс, после совещания у Путина, к ним добавились некоторые проекты нефтегазохимического комплекса. Так, предполагается проработать модели поддержки строительства газохимического комплекса в Усть-Луге.
В настоящий момент Андрей Белоусов хочет как можно скорее запустить реализацию ряда проектов. Но для этого необходимо согласование с Министерством финансов Антона Силуанова. Пока что Минфин не дает одобрение на конкретные инвестиции из ФНБ. Да, Антон Силуанов в конце прошлого года согласился с тем, что Фонд больше не может быть финансовой кубышкой. Но, как согласился. Исключительно после «убедительной просьбы» Президента. Тем не менее, остается вопрос в сроках вложений.
В настоящий момент Силуанов аргументирует свою позицию тем, что необходимо еще подождать некоторое время, пока ситуация на рынке углеводородов и в мировой экономике в целом окончательно стабилизируется. Глава Минфина заявляет, что конкретные решения об инвестициях необходимо принимать не ранее третьего квартала 2021 года, когда на рынке нефти может случиться превышение уровня предложения над спросом.
Однако такая позиция не выдерживает никакой критики. Очевидно, что ликвидная часть ФНБ ушла далеко за пределы той самой планки в 7% ВВП, небольшими темпами возобновилось пополнение средств Фонда (+145 млрд. за два месяца). Нет никакой необходимости в том, чтобы ждать еще несколько месяцев. Проектное финансирование можно утверждать уже сейчас.
Но, вместо этого, Силуанов демонстративно «играется» со средствами ФНБ. Так, в феврале он перевел 15% ликвидной части в китайские юани и еще 5% в японские иены. Это говорит о том, что Силуанов продолжает рассматривать ФНБ исключительно как резервную кубышку правительства, ведь, в случае начала инвестиций, никакие юани и иены не нужны.
Мы продолжим отслеживать ситуацию.